Понедельник, 13.05.2024, 18:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МКОУ СОШ №2 с. Левокумское

Меню сайта
Форма входа
Зачисление в школу
Поиск
Мы поддерживаем
Образование



Главная » 2012 » Август » 25 » Рефлексивная компетентность педагога-инноватора.
19:41
Рефлексивная компетентность педагога-инноватора.
Материал с сайта: http://sv-sidorov.ucoz.com/

 
Происходящие в стране социально-экономические процессы ставят отечественную систему образования перед необходимостью постоянной модернизации. Важнейшим средством обновления образования выступает инновационно-педагогическая деятельность.
В современных психолого-педагогических исследованиях одним из элементов компетентности либо фактором ее развития выступает рефлексия (В.А. Метаева). Важность рефлексии в образовательном процессе обусловлена потенциалом ее влияния на процессы самообразования, самовоспитания, саморазвития. Будучи включенной в структуру педагогического взаимодействия, рефлексия определяет личностную направленность образования, способствует его индивидуализации и наиболее полному раскрытию личностного потенциала участников образовательного процесса.
Необходимость рефлексии в профессионально-педагогической деятельности и специфика рефлексивной деятельности педагога обусловили выделение в современной науке особого вида рефлексии: педагогической рефлексии. Педагогическая рефлексия, согласно определению А.А. Бизяевой, представляет собой «процесс мысленного (предваряющего или ретроспективного) анализа какоё-либо профессиональной проблемы, в результате которого возникают личностно окрашенное осмысление сущности проблемы и новые перспективы её решения» [1, с. 62].
В трудах Г.П. Щедровицкого рефлексия определяется как механизм развития мыследеятельности, которая реализуется в двух основных организационных формах: индивидуальной и коллективной. В общей психологии под рефлексией традиционно понимается процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, а также способность человеческого мышления, направленная на осознание мира и самого себя.
Рефлексия в социальной психологии – это процесс осознания субъектом (лицом или общностью) того, как он (они) в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Кроме того, выделяется социально-психологическая рефлексия – «понимание другого путем размышления за него» [2]. Итак, рефлектирующий субъект может быть как индивидуальным, так и коллективным, однако в любом случае рефлексия включает в себя осмысление, анализ и проектирование, приобретая особый личностный план для каждого участника рефлексивной деятельности.
Рефлексия в профессиональной деятельности педагога обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего, позволяет взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои мысли, чувства, действия, а при необходимости скорректировать свои знания и представления, ценностные ориентации, деятельность и взаимодействие с другими субъектами. Иначе говоря, способность педагога к рефлексии во многом определяет успешность его профессиональных действий в новых для него условиях. Поэтому значение педагогической рефлексии особенно возрастает в инновационной деятельности.
В структуре профессионально-педагогической деятельности педагога-инноватора рефлексия может рассматриваться в разных аспектах:
- как компонент профессиональной подготовки педагога (И.И. Ильясов, И.Л. Можаровский);
- как аналитико-ретроспективный этап в развитии профессионально-педагогической деятельности (В.О. Кутьев, Я.С. Турбовский);
- как системообразующий механизм научного познания (М.С. Мириманова, С.Л. Рубинштейн, А.С. Анисимов);
- как профессиональное качество педагога-исследователя (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Г.П. Щедровицкий);
- как компонент педагогического творчества (Н.Д. Никандров, В.А. Кан-Калик, В.Г. Богин, И.Я. Лернер);
- как необходимый компонент инновационной деятельности педагога, определяющий успешность выбора и реализации новых педагогических идей и технологий (В.А. Сластенин, Л.С. Подымова).
Структурно-содержательный анализ рефлексивной компетентности [5], проведённый на основе работ О.С. Анисимова, В.Г. Богина, Е.В. Бодровой, В.А. Метаевой, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова, А.В. Хуторского и др., позволяет нам выделить следующие теоретические предпосылки проектирования рефлексивной компетентности.
1. Рефлексивная компетентность является метакомпетентностью [3], выступая одним из ключевых факторов личностного и профессионального развития в различных сферах человеческой деятельности. Её метакомпетентностный характер выражается в том, что рефлексивная компетентность способствует эффективному развитию всех других видов компетентности, а потому её развитие играет решающую роль в образовательном процессе любого уровня сложности, на любой ступени образования и самообразования.
2. Под рефлексивной компетентностью личности следует понимать усвоенную субъектом в результате опыта рефлексивной деятельности совокупность личностных качеств, обеспечивающих продуктивную рефлексию. Рефлексивная компетентность обусловлена имеющимся у субъекта опытом рефлексивной деятельности. В этом контексте рефлексивной компетенцией является научно обоснованная, заранее спроектированная норма, которая отражает социальное требование к подготовке, необходимой для эффективной рефлексии личности в определенной сфере.
3. Действенность компетенций, их ориентированность на практическое применение позволяет предположить, что определение рефлексивных компетенций личности возможно при выявлении способности субъекта к рефлексивным действиям. В данном контексте под способностью к рефлексивным действиям (способность к рефлексии) мы понимаем интегральную характеристику, отражающую некоторый уровень сформированности у субъекта совокупности основных компонентов рефлексивной компетентности:
- ценностно-смысловых ориентаций в сфере самоопределения личности;
- знаний рефлектирующего субъекта о себе как развивающейся личности, о рефлексии как психологическом процессе, о предмете рефлексии;
- умений и навыков рефлексивной деятельности.
4. Основываясь на исследовании И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова [4], содержание рефлексивной компетентности мы раскрываем в комплексе рефлексивно-личностных, рефлексивно-интеллектуальных, рефлексивно-кооперативных и рефлексивно-коммуникативных компетенций:
- рефлексивно-личностные компетенции ориентируют рефлектирующего субъекта на постоянное личностное саморазвитие;
- рефлексивно-интеллектуальные компетенции связаны с саморазвитием познавательных процессов и индивидуальной деятельности;
- рефлексивно-кооперативные компетенции обеспечивают продуктивное партнерство в совместной деятельности;
- рефлексивно-коммуникативные компетенции определяют эффективность межличностных и внутриличностных коммуникаций.
5. В целостной структуре рефлексивной компетентности перечисленные компетенции выступают основными компонентами, их совокупность и характер связей между ними определяют уровень сформированности и особенности процесса развития рефлексивной компетентности субъекта.
6. Способность личности к рефлексии можно использовать в качестве интегральной характеристики любого из основных компонентов рефлексивной компетентности.
Вышеизложенные предпосылки послужили основой для выявления структуры рефлексивной компетентности педагога-инноватора. По нашему мнению, рефлексивная компетентность педагога-инноватора включает четыре основных компонента: личностный, интеллектуальный, кооперативный, коммуникативный.
Личностный компонент в структуре рефлексивной компетентности педагога-инноватора объединяет рефлексивно-личностные компетенции: - способность анализировать себя (свои чувства, интересы, настроение, устойчивые привычки, способности и т.д.), - способность к адекватному самовосприятию; - способность определять и анализировать причины своего поведения; - способность оценивать последствия своих поступков, определять свои ошибки и успехи.
Интеллектуальный компонент включает в себя компетенции, обеспечивающие саморазвитие познавательных процессов и индивидуальной инновационной деятельности педагога: - способность определять основания инновационной деятельности (цели и задачи, ценностно-смысловые приоритеты и т.д.);
- способность оценивать собственную позицию в инновационной деятельности (степень активности, заинтересованности, своё отношение к объекту деятельности и т. д.);
- способность прогнозировать ход действий в новых для себя ситуациях;
- способность оценивать правильность выбранной последовательности действий, способов и средств их реализации; - способность анализировать и оценивать результаты деятельности.
Кооперативный компонент рефлексивной компетентности позволяет педагогу эффективно участвовать в коллективной инновационной деятельности. Необходимость такого участие обусловлена коллективным характером педагогической деятельности. В кооперативный компонент входят следующие компетенции:
- способность самоопределения в ситуации совместной деятельности;
- способность принимать коллективную задачу, интерпретировать ее применительно к своей миссии в общем деле;
- способность принимать ответственность за происходящее в группе;
- способность осуществлять пошаговую организацию деятельности;
- способность соотносить результаты с целью деятельности.
Коммуникативный компонент представляет собой совокупность следующих компетенций: - способность «встать на место другого», почувствовать его эмоциональное состояние, понять причины действий другого субъекта в процессе взаимодействия; - способность участвовать в коллективном анализе прожитых ситуаций; - способность учитывать действия других людей в своем поведении; - способность осмысливать свои качества в настоящем в сравнении с прошлым, прогнозировать перспективы развития.
Взаимодействие личностного, интеллектуального, кооперативного и коммуникативного компонентов рефлексивной компетентности значительно повышает потенциал педагогической рефлексии, выводя её на уровень, необходимый для эффективной инновационной деятельности.
 
Список литературы
1. Бизяева, А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия [Текст] / А.А. Бизяева. – Псков: ПГПИ, 2004. - 216 с.
2. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Электронный ресурс] / С.Ю. Головин. – URL: http://vocabulary.ru/dictionary/25/ (дата обращения 06.08.2010).
3. Метаева, В.А. Рефлексия как метакомпетентность [Текст] / В.А. Метаева // Педагогика. – 2006. – №3. – С. 57–61.
4. Семенов, И.Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности [Текст] / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. – 1983. – № 2. – С. 35-42.
5. Сидоров, С.В. Теоретические предпосылки проектирования рефлексивной компетентности [Текст] / С.В. Сидоров, А.Г. Гаврилов // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – №1. – С. 253-256.
 

Ссылка на статью:

 
Сидоров С.В. Рефлексивная компетентность педагога-инноватора [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – Режим доступа:
http://sv-sidorov.ucoz.com/publ/materialy_moikh_pechatnykh_publikacij/opublikovannoe/refleksivnaja_
kompetentnost_pedagoga_innovatora/2-1-0-60 (дата обращения: ЧЧ.ММ.ГГГГ).


________________
 
См. также:
Просмотров: 968 | Добавил: _admin_ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствие
Осталось...

Гость, мы рады Вас видеть.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Посетите эту страницу

Старая форма входа


Календарь
«  Август 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Праздники России
Погода
Левокумское

Друзья сайта
Аудитория нашего сайта


Статистика
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024



Министерство образования и науки России Российское образование Федеральный институт педагогических измерений Рособрнадзор Дискуссионный клуб Федеральный центр тестирования Региональной центр обработки информации ЕГЭ ГИА Наши дети Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков Государственный антинаркотический комитет Банк данных о детях-сиротах Молодёжь Ставрополья Фонд социальной поддержки населения Ставропольского края Работа в России Госуслуги26 Госуслуги Электронная очередь в ОУ

free counters

Счетчик PR-CY.Rank Проверка сайта

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Владельцы и создатели данного сайта не несут ответственность за использование ссылок и информации, представленных на этом сайте. Данный проект является некоммерческим, поэтому авторы не несут никакой материальной ответственности. Вся информация и ссылки представлены исключительно в рекламных и ознакомительных целях и предназначены только для просмотра. ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ С САЙТА, АКТИВНАЯ ССЫЛКА НА НАШ САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА!