Пятница, 29.03.2024, 00:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МКОУ СОШ №2 с. Левокумское

Меню сайта
Форма входа
Зачисление в школу
Поиск
Мы поддерживаем
Образование



Главная » 2011 » Сентябрь » 1 »

«Проблемы омоложения педагогического коллектива МОУ СОШ №2 Левокумского района»


11:19

«Проблемы омоложения педагогического коллектива МОУ СОШ №2 Левокумского района»

С давних пор в России безоговорочно верили представителям трех профессий: священнику, врачу, учителю. В последнее время  пьедестал под учителями серьезно зашатался. В СМИ только самые ленивые журналисты не бросают в учителей камни. Сейчас нашли новую тему для разговора - заметное «взросление» педагогических кадров, необходимость омоложения педагогических коллективов. Пожилых учителей становится все больше, их упрекают в том, что они не в состоянии следовать за веяниями времени, учат по старинке, не желают заниматься модернизацией образования, инновациями.
О
чень «интересна» и показательна точка зрения ректора Высшей школу экономики Ярослава Кузьминова, высказанная им в 2008 году. По его мнению, повышение зарплат учителям не решит проблему обновления качества образования, потому что «как только платить начинают в разы больше, учителя намертво остаются на своих местах. Они будут там сидеть до естественной смерти. Молодежи в школу не попасть!»

Никто не спорит: омоложение педагогического коллектива – вещь необходимая, насущная, но как бы нам вместе с водой не выплеснуть и ребенка! На мой взгляд, прежде чем заняться тотальным омоложением, нужно задуматься над вопросом о том, с какой целью оно будет проводиться и гарантирует ли стопроцентное повышение эффективности работы школы. Брать на работу молодых только потому, что они молодые, абсурдно. Школа это не балет и не спорт, хотя даже там можно найти примеры творческого долголетия. Поэтому разговор должен идти не столько о молодых кадрах, сколько о качественных.

Данная проблема имеет место и в нашем районе, и в нашей школе, но кавалерийским наскоком, как вы понимаете, ее не решить. Замена педагогических кадров – процесс естественный, постоянный. Это эволюция, которая должна проводиться по плану, с учетом многих обстоятельств, в том числе и профессиональных и личностных качеств конкретного учителя. Приведу такой пример. В селе Левокумском долгое время была одна школа, в которой кадры обновлялись постепенно. В 1973 открылась наша вторая школа, куда пришли молодые учителя, сложился молодой перспективный коллектив. Естественно, что за прошедшее время коллектив школы №1  успел и состариться, и обновиться, а наш только подошел к этому порогу (средний возраст составляет 50 лет) и только начинает работу по омоложению.

Здесь замечу, что в целом по стране в школах работает всего лишь от 8 до 12% учителей до тридцати лет. В нашей школе таких пять человек, что составляет 9%. На мой взгляд, кризисной является ситуация в стране в целом, а не только в отдельно взятой нашей школе.

Можно было бы объяснить острую нехватку молодых специалистов тем, что Левокумский район расположен на востоке Ставропольского края, удален от культурных центров, да и климат оставляет желать лучшего, но чем же тогда объяснять «крайне низкую положительную динамику по обеспечению образовательных учреждений молодыми педагогическими кадрами», например, в Краснодарском крае?! Задумайтесь над таким парадоксальным фактом: в городе Славянске-на-Кубани есть государственный пединститут, ежегодно выпускающий десятки специалистов, а доля молодых педагогов в школах Славянского района в 2010 году составила всего 7%,  каждый четвертый учитель (всего их более тысячи) перешагнул полувековой рубеж.

В поисках плана по омоложению педколлектива я обратилась к Интернету, который, как принято считать, знает все. Выяснилось, что омолодить сегодня можно все, что угодно: и лицо, и тело, причем как целиком, так и частями. Все же статьи по омоложению педколлектива новизной мысли не отличались и свелись к старой русской пословице: «Рыба ищет, где глубже, а человек  - где лучше». Авторы в один голос утверждают, что молодые учителя придут в школу и, особенно в сельскую школу, при наличии следующих условий:

1)  высокая зарплата, причем регулярно индексируемая в зависимости от темпа инфляции;

2) жилье;

3) льготы на коммунальные услуги;

4) выполнимые требования к труду и повышение престижа профессии.

Все составляющие, как вы понимаете, находятся не в наших руках. Давайте вместе попытаемся разобраться в причинах возникновения кризиса. Обратимся к истории вопроса и сравним положение дел в стране в целом и в нашей школе.

Катастрофой для Москвы, например, стал 1995 год, когда школы покинули сразу более 5 тысяч учителей. Учителя математики двинули в вычислительные коммерческие центры, "англичане и немцы" - в турфирмы, физкультурники - в платные физкультурно-лечебные комплексы, банки разобрали даже историков. В нашей школе такого не произошло. Напротив, в период с 1993 по 1997 год коллектив пополнился молодыми специалистами. В школу пришли работать Куницына Л.С., Цыганок Т.Г., Набережный В.Н., Мамонтова Ю.Н., Павлова М.В., Голубовская С.Н., Ставицкая Е.И, Иванова Н.В.

В Москве были приняты оперативный меры: открыли пять городских педагогических институтов, подняли зарплаты, и в основном кадровый голод удовлетворен: от 60-70% выпускников педвузов приходят в школы Москвы. В педвузах была специально изменена форма обучения студентов. Четыре года они учатся, а на пятый переходят на заочно-очное обучение и одновременно идут работать в школу. С этого момента у них появляется трудовая книжка и начинает отсчитываться стаж. На выходе из института выпускника ждет аттестация. В течение трех лет выпускник педвуза получает различные надбавки и пособия, в том числе и за стаж, и на проезд.

В регионах так поступить не смогли, и поэтому ситуация оставляет желать лучшего. В школу приходят работать всего лишь 20% выпускников педвузов, то есть каждый пятый. (В Советском Союзе, напомню, в школу приходили 95% выпускников благодаря обязательному распределению.) Через три года из пришедших пяти остается работать только один и, к сожалению, это не всегда самый лучший. Скорее тот, кто не смог реализовать себя в более оплачиваемой области. Так и складывается у многих образ учителя: неудачник, невезучий человек, поневоле попавший в школу. Еще более обидно, что разочаровываются и уходят, не выдержав перегрузок, прирожденные учителя.

Сократилось и количество самих педвузов: из 105 осталось всего 79, из них сильными можно считать 10-15. Альма матер многих из нас, СГПИ, также стал университетом, следовательно количество педдисциплин сведено к минимуму.

Кто поступает в педвузы? В те же самые 90-е годы образовалась демографическая дыра, и через 17-20 лет многие педвузы недобрали абитуриентов. И стали принимать с 40-50 баллами ЕГЭ из 100 возможных по одному предмету, то есть троечников. 80% из них даже и не будут пытаться устроиться в школу, потому что они пришли в педвуз только за «корочкой», а потом все произойдет, как в поговорке, которая была немыслима  в советские времена: «Выпускники педвузов работают везде, иногда даже в школе». Сравните: в Финляндии конкурс на место в педвузе – 12 человек.

Решение сложной проблемы было предложено самое нетривиальное: в МО родилась мысль, что педвузы нужно сократить, ликвидировать их как самостоятельную систему высшего образования. В лучшем случае, слить с более успешными и крупными. То есть вместо того, чтобы поднять престиж профессии, предлагают уничтожить систему педагогического образования под предлогом ее дороговизны и нецелесообразности. "Зачем тратить деньги на подготовку тех, кто не будет трудоустроен по профессии?" – говорит Фурсенко. Предлагают взамен педагогические факультеты или магистратуры на базе классических университетов, но единой точки зрения нет. Весьма спорен и вопрос о том, кто нужен в школе – магистр или бакалавр педагогических наук. Очень много говорят и том, что высокие результаты ЕГЭ не гарантируют, что студент педвуза станет прекрасным преподавателем. Необходим специальный конкурс или собеседование, как в творческих вузах.

Тем не менее накоплен и положительный опыт, который используется и в работе нашей школы.

  1. Ранняя профессиональная ориентация, в результате чего в родную школу ученики могут вернуться уже учителями: Вековищева Т.В., Набережный В.Н., Ставицкая Е.И, Пономарев А.А., Малеев С.А., Куницына Л.С., Иванова Н.В., Мамонтова Ю.Н., Павлова М.В., Коровина В.С., Князева О.С., Бабенко Н.П., Коваленко А.П., Голубовская С.Н., Гигаури А.Н., Щекина Е.Н., Грищенко Т.Н., Чернышева Т.Н.
  2. Создание благоприятного климата для работы молодого педагога в течение первых трех лет работы: помощь наставника, контроль и помощь со стороны администрации, курсы, проводимые РОО для молодых специалистов. Это важно, так как замечено, что если человек не ушел из школы первые три года, то он останется в ней на всю жизнь.
  3. Наличие педагогических династий. В семьях Князевых, Кулешовых, Малеевых дети с самого детства видели, насколько нелегок труд учителя, но это не остановило их при выборе профессии. А Александра Викторовна, Галина Михайловна и Ольга Константиновна были рады передать в руки детям дело всей своей жизни.
  4. Наличие талантливых учителей, способных передать накопленный опыт молодежи. И возраст им не помеха! Представьте себе, что сразу, в один день,  мы отправим на пенсию математиков, учителей начальных классов, иностранцев. Как будет жить школа без их кипучей энергии? Кто поможет обрести мастерство и опыт молодым учителям, наделенным педагогическим даром, и тем самым удержит их в школе? Задумайтесь, могло ли МО учителей русского языка сейчас справляться с нагрузкой по подготовке учащихся к ЕГЭ, если бы в свое время не задержались в школе и не передали свой опыт Юшко В.Н. и Москалик Г.Я.? Смогла бы  Иванова Н.В. участвовать и побеждать в стольких конкурсах, если бы не было той методической базы, которую заложила для нее Кулешова Ольга Константиновна?   Относительно молодо МО историков, но кто сомневается в том, что самой энергичной, деятельной и креативной остается Дорохова Н.Д.?

В заключении позволю себе процитировать слова одного из самых известных школьных директоров России, руководителя Московского Центра образования №548 «Царицыно», члена Общественной палаты РФ Ефима Лазаревича Рачевского. (На мой взгляд, этот человек заслуживает уважения уже потому, что успешно руководит много лет школой, в которой обучаются 1820 человек и работают более 200 педагогов.) На вопрос «Как Вы решаете проблему притока молодых кадров?» он ответил: «Никак не решаю, потому что ее решить невозможно. Я тоже был когда-то жертвой всеобщей тенденции омоложения педагогических кадров, а сейчас к этому не стремлюсь. Я не вижу в этом особой необходимости. У нас есть учителя, которым за 60, но они – абсолютно спортивные и толковые люди. Регине Максовне Романовой, которая преподает у нас латынь, 87 лет. Несмотря на это, она – выдающийся «античник».

Он же заметил: «Пока проблемами, неважно какими – то ли пожаротушения, то ли спортивных залов, то ли школьного питания, – не займутся первые лица государства, их решение не сдвинется с места, потому что у нашего народа, значительной его части, исключительно монархическое сознание, а у классического чиновника есть два составных мотива его деятельности. Первое – чтобы его не сняли с работы, и он тогда сделает всё, чтобы не сняли. А второй мотив – чтобы его похвалил начальник, желательно повыше».

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Куницына Л.С.

Просмотров: 2583 | Добавил: _admin_ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствие
Осталось...

Гость, мы рады Вас видеть.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Посетите эту страницу

Старая форма входа


Календарь
«  Сентябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Праздники России
Погода
Левокумское

Друзья сайта
Аудитория нашего сайта


Статистика
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024



Министерство образования и науки России Российское образование Федеральный институт педагогических измерений Рособрнадзор Дискуссионный клуб Федеральный центр тестирования Региональной центр обработки информации ЕГЭ ГИА Наши дети Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков Государственный антинаркотический комитет Банк данных о детях-сиротах Молодёжь Ставрополья Фонд социальной поддержки населения Ставропольского края Работа в России Госуслуги26 Госуслуги Электронная очередь в ОУ

free counters

Счетчик PR-CY.Rank Проверка сайта

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Владельцы и создатели данного сайта не несут ответственность за использование ссылок и информации, представленных на этом сайте. Данный проект является некоммерческим, поэтому авторы не несут никакой материальной ответственности. Вся информация и ссылки представлены исключительно в рекламных и ознакомительных целях и предназначены только для просмотра. ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ С САЙТА, АКТИВНАЯ ССЫЛКА НА НАШ САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА!