Суббота, 11.05.2024, 10:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МКОУ СОШ №2 с. Левокумское

Меню сайта
Форма входа
Зачисление в школу
Поиск
Мы поддерживаем
Образование



Главная » 2016 » Сентябрь » 15 » Оценка знаний учащихся
18:52
Оценка знаний учащихся

Оценка знаний учащихся

в той или иной форме

является необходимой частью

 учебного процесса

В.М. Полонский

 

Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов влечёт за собой возникновение новых подходов  оценивания качества учебных достижений обучающихся. Вопрос здесь даже не в том, какой быть системе отметок: 5-балльной, 10-балльной или даже 100-балльной. ФГОС предполагает: целью и основным результатом образования становится развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Следовательно, при оценке результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Ранее основным результатом образования являлись знания.  Основное средство проверки – задания на воспроизведение. Традиционная система оценивания имеет много резервов (мы все знаем, что «4 с плюсом» вовсе не равно «5 с минусом»), но она не позволяет оценить уровень сформированности универсальных учебных умений и навыков, в связи с чем логичным становится переход на инновационные технологии, механизмы которых позволяют оценивать эффективность обучения на основе личностных результатов.

Таким образом, у оценивания появляются новые функции:

  • обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний;
  • воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;  
  • ориентирующая – воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний; 
  • стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;  
  • диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;  
  • проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя: контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу;
  • формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;  
  • мощный мотив учебной деятельности учащихся;  
  • изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.

Стандарт предполагает уровневый подход в оценивании. За точку отсчета берется базовый уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области:

 • повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета:

Пониженный уровень (отметка «2») достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, дальнейшее обучение затруднено.

 Низкий уровень (отметка «1») достижений свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно.

Обучающимся требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области.

Большое внимание уделяется самооценке.

Самооценка – это отношение ученика к своим способностям, возможностям, личностным качествам. Самооценка, как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания, что особенно актуально в соответствии с новым ФГОС. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллами. Главный смысл самооценки, по мнению ряда авторов, заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостоятельности. Все перечисленные качества в той или иной мере пересекаются (сочетаются) с метапредметными результатами образования: самостоятельность в процессе познания, принятия решений и их оценки; рефлексивные способности и др. Доминирующими функциями самооценки являются констатирующая (на основе самоконтроля); мобилизационно-побудительная (стремление к более глубокому изучению материала); проектировочная (планирование дальнейшего изучения материала, темы и т.д.).

Новая система оценивания предполагает ответ на следующие вопросы:

 1.Что оцениваем?

Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные. 

Результаты ученика - это освоение действий по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). 

Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников. 
2. Кто оценивает?

Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по заданному алгоритму самооценки и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменно выполненные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, выполнив дополнительные задания по данному учебному разделу.
3. Сколько ставить отметок?

По числу решённых задач. За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
4. Где накапливать оценки и отметки?

В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в портфолио достижений.

Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. В них выставляются отметки (баллы) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи.

Необходимы три группы таблиц: предметных, метапредметных и личностных результатов. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.

Отметки заносятся в таблицы результатов: 
Обязательно (минимум): за метапредметные и личностные диагностические работы (один раз в год – обязательно), за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).
По желанию и возможностям учителя (максимум): за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения. 

Портфолио достижений – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Пополнять портфолио и оценивать его материалы должен, прежде всего, ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть и по собственному желанию, а в остальном - обучает ученика порядку заполнения портфолио основным набором материалов и их оцениванию по выбранной качественной шкале.
5. Когда ставить отметки?

Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы - обязательно. 

За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает действиями темы и имеет право на ошибку. 

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел действиями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право улучшить ее.

Вопрос о правильном оценивании знаний касается всех участников образовательного процесса: учителей, учащихся, их родителей, поэтому, я считаю, необходимо разработать памятки

Решение об оценке всегда «опирается» на конкретный случай. Оно должно отвечать на вопрос: «Стимулирует или тормозит оценка развитие конкретного ученика или коллектив в целом?».

Выставляя оценку, педагог должен её обосновать, руководствуясь логикой и существующими критериями. Необходимо каждый раз объяснять ученикам следующее: какая, почему и за что выставлена оценка.

Правила оценивания для учителя

  1. Сначала даём оценку в форме развёрнутого суждения, а затем называем отметку.
  2. Оцениваем не ребёнка, а его деятельность.
  3. Ученика сравниваем только с ним самим. Оценивание неудачного ответа по сравнению с прошлыми достижениями не в состоянии подорвать веру ученика в свои возможности и имеет стимулирующий характер.
  4. Оцениваем результаты учебной деятельности учащихся на основе индивидуального и дифференцированного подходов.
  5. Создавая ситуацию успеха для конкретного ученика, необходимо учитывать его интересы, увлечения, способности: в каждом ребёнке есть задатки, которые могут развиться в способности.
  6. К личности ребёнка относиться как к самостоятельной ценности, независимо от положительных или отрицательных проявлений.

Памятка для родителей

1.Помните, что отметка в процессе обучения не главное. Главное – что узнал, чему научился. Поэтому не спрашивайте: «Какая у тебя сегодня отметка?» Лучше поинтересуйтесь: «Чему ты сегодня научился?»

2.Помните, что отметка – это не оценка всей личности человека, а лишь конкретной работы, задания, ответа.

3.Не ругайте своего ребенка за плохие отметки. Ему хочется быть в ваших  глазах  хорошим. Если быть хорошим не получается, то он может начать врать и изворачиваться.

4.Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясняйте ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания и умения, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда. 

5.Анализируйте  вместе с ребенком причины не очень высокой отметки по тому или иному школьному предмету: невнимательность, не успел, не понял и т. д. 

6.Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия. 

7.Не учите своего ребёнка ловчить, унижать и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки. 

8.Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку оценки вслух.

9.Есть сомнения — идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации. 

10.Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.

11.Не сравнивайте отметки своего ребенка с отметками одноклассников.

12.Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью. 

13.Составьте свою систему поощрений и наказаний в связи с учебными успехами и неудачами. Искренне радуйтесь каждой отличной отметке, хвалите ребенка. Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго и его хочется повторить. Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

14.Не стоит вознаграждать детей за хорошие отметки в школе в деньгами. Учеба – это НЕ такая же работа как у взрослого человека. 

15.Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребёнку хотелось Вам подражать.

Доклад выступления на педагогическом совете школы учителя русского языка и литературы Куницыной Ларисы Сергеевны.

Просмотров: 382 | Добавил: _admin_ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствие
Осталось...

Гость, мы рады Вас видеть.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Посетите эту страницу

Старая форма входа


Календарь
«  Сентябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Праздники России
Погода
Левокумское

Друзья сайта
Аудитория нашего сайта


Статистика
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024



Министерство образования и науки России Российское образование Федеральный институт педагогических измерений Рособрнадзор Дискуссионный клуб Федеральный центр тестирования Региональной центр обработки информации ЕГЭ ГИА Наши дети Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков Государственный антинаркотический комитет Банк данных о детях-сиротах Молодёжь Ставрополья Фонд социальной поддержки населения Ставропольского края Работа в России Госуслуги26 Госуслуги Электронная очередь в ОУ

free counters

Счетчик PR-CY.Rank Проверка сайта

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Владельцы и создатели данного сайта не несут ответственность за использование ссылок и информации, представленных на этом сайте. Данный проект является некоммерческим, поэтому авторы не несут никакой материальной ответственности. Вся информация и ссылки представлены исключительно в рекламных и ознакомительных целях и предназначены только для просмотра. ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ С САЙТА, АКТИВНАЯ ССЫЛКА НА НАШ САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА!