Вторник, 07.05.2024, 07:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МКОУ СОШ №2 с. Левокумское

Меню сайта
Форма входа
Зачисление в школу
Поиск
Мы поддерживаем
Образование



Главная » 2011 » Октябрь » 24 »

Межпредметные связи в духовно-нравственном воспитании школьников


20:06

Межпредметные связи в духовно-нравственном воспитании школьников

Источник:http://planetashkol.ru/

VVDryshl

Сегодня общеобразовательная школа осуществляет свою деятельность в сложнейших социально-экономических условиях, в условиях кризиса в политике, экономике, социальной сфере и общественном сознании. В условиях борьбы за своё собственное существование школа как никогда призвана оставаться для детей родным домом, второй семьёй, в которой не только дают образование, но и создают условия для воспитания, развития и самореализации личности. Нельзя не считаться с духом времени. Настала пора направить усилия школы и общества на поиски путей преобразования духовного мира подрастающего поколения через приобщение школьников к богатствам русской национальной культуры.

«Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божих», – говорится в Евангелии от Матфея, в главе 4. Этими евангельскими словами всегда руководствовались русские люди в старые времена, выражая эту мысль в пословицах и поговорках, например: «Без Бога ни до порога». Православная вера вдыхала русским воинам св. Димитрию Донскому, св. Александру Невскому, св. Александру Суворову и многим другим непоколебимое мужество на поле брани и освящала саму брань за Отечество как святой подвиг, как святую жертву. Именно православная вера созидала русские народные традиции, народное искусство, способствующее укреплению святого чувства любви к родной земле. Русский взгляд на мир веками основывался православной идее добра, правды, любви к ближнему, что возвышало, насыщало и просветляло сердце красотой и истиной.

Моя работа как учителя православной культуры подчинена идее воспитания высоконравственной личности, формирования её убеждений и самосознания, правильного понимания жизненных и общественно важных потребностей, интересов, стремлений, понятий о добре и зле, достоинстве, доме, ответственности, о труде земном и духовном.

Для того, чтобы затронуть детские души ощущением необычности праздников Рождества Христова, Святок, Крещения, на уроках начинаю говорить о красоте русской природы в зимнее время. Создать атмосферу холодного морозного воздуха, чистоты и свежести, синеватого рассвета, снежного кружева деревьев, легкого, как воздух, плавающего церковного гула колоколов, розовеющего инея помогают картины русских художников: «Морозный день», «Ёлочный торг», «Иней», «Крещенское водосвятие» М.Б. Кустодиева; «Рождество Христово» П.П. Попова; «Рождество Христово» К.В.Лебедева; «Ёлка» П.А.Радимова; «Ряженые в деревне» Г.И. Горелова; «Колядки» Н.К. Пимоненко. Сначала дети рассматривают сюжеты картин, обращая внимание на обряды. Затем постепенно переходят к событиям дней далёких. Картина К.В.Лебедева ненавязчиво приоткрывает завесу таинственности рождения Христа. Дети узнают, что он рождается от самой скромной и смиренной из дев, от Той, для которой даже не находится достойного человеческого места для разрешения её от Божественного бремени. Место рождения Сына-Бога – пещера для скота, хлев; пучок соломы – перинка, согревающая Его божественное младенческое тельце. Какая великая тайна! Но в ней, в этой тайне, – ключ к пониманию роли Иисуса Христа на земле.

Репетиции праздника «Рождество Христово» проходят в приподнято-радостной атмосфере, потому как его герои: и Мария с Иосифом, и вифлеемские пастухи, и ангел, и некая особенная звезда – всё это необычные образы, дающие нам с ребятами возможность прикосновения к яркой духовной красоте.

Музыка к представлению подбирается с хрустальным перезвоном колокольчиков, вокализы сопровождают весь спектакль.

Родители помогают приготовить костюмы, которые ребята одевают с особой радостью. Необычная торжественность царит на самом представлении.

И в такие минуты я понимаю, что, воспитывая детей на театральной, музыкальной культуре русского народа, мы можем возродить и развить генетически присущие русскому народу «всечеловечность» и «отзывчивость», которые лежат в основе духовно-нравственного развития личности.

Ближе к марту месяцу на уроке мы изучаем тему «Радости Масленицы. Прощёное воскресенье». Наши этюды «Катание на санях», «Игра в снежки», «Снежные забавы», которые мы уже проработали на театральных занятиях, дают возможность ощутить атмосферу этого праздника. Картины Б.П. Кустодиева «Масленица», «Зима. Масленичное катание»; В.Н. Сурикова «Взятие снежного городка»; Л.В. Попова «Девушка со свечой» позволяют опять услышать скрип полозьев, хруст снега. В этом пёстром празднике, оканчивающем зиму, народ тешится пляскою, играми и песнями. Но самое лучшее и разгульное катание – в запряженных лошадью санях. Бабы и девки, мужики и парни, усевшись в сани, разъезжают с колокольчиком, распевая песни. Картины как будто оживают и дышат неповторимым воздухом старины и русским характером. Дети рассматривают и проживают этот праздник изнутри, становясь участниками этих событий. Духовный смысл праздника для ребят акцентируется на воскресном дне, который называется прощёным днём. Традиция этого дня – просить прощения друг у друга – даёт возможность очищения души, совести, чувств и убеждений. Дети понимают, что в способности быть добрым, чутким, великодушным проявляется подлинная духовная сила и красота. Наверное, в такие моменты учебного процесса и происходит передача ценностей культуры от одного поколения к другому через книги, картины, музыку и осмысливание исторических традиций.

Тема праздника Дня Победы для нас с ребятами – особая тема. Даже первоклассники знают, что мы храним в своей памяти подвиги защитников Отечества. На местах сражений и братских могилах сооружены памятники и обелиски, но тысячи неизвестных солдат так и лежат в земле, на местах последних сражений. Урок начинаю с поэтических строк:

Ломает май кусты сирени,

Гром говорит с ночной грозой.

А по ночам приходят тени

И властно требуют: «Открой!»

«Открой! Пусти солдат убитых,

Дай нам в тепле заночевать,

Не всем досталось лечь под плиты,

Их много, их не сосчитать!»

Трудные дни для Руси связаны с именами Дмитрия Донского Сергия Радонежского. Поле Куликово стало символом бесконечного русского героизма. Мы в этот день вспоминаем всех защитников нашего Отечества, погибших в войнах.

Это настроение, пережитое на уроке, переносится на сценическую площадку. В зале торжественно, празднично. Ветераны надели свои боевые награды. Дети в гимнастёрках и пилотках поют военные песни, танцуют довоенный вальс, читают стихи, разыгрывают сцены из спектакля по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…», чтобы ещё раз рассказать собравшимся в зале, что русский человек всегда был мирным жителем планеты, что просторна и прекрасна его родная земля. На ней он всегда добросовестно трудился, растил детей, радовался солнцу. Он мужественно защищал свою землю, свою семью, свой дом от захватчиков. Ему не нужно чужого. Он хочет жить мирно, спокойно.

Сухомлинский говорил о том, что воспитание является самым тонким душевным прикосновением человека к человеку. Духовно-нравственное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область. Литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства, на мой взгляд, могут и должны стать помощью для развития роста души ребёнка. Очень надеюсь, что наш мир расцветёт как сад, когда расцветут души наших детей.

Межпредметные связи, в данном случае «Православной культуры», театральных занятий, музыки, ритмики, значительно повышают эффективность обучения и воспитания. Учебные занятия с использованием межпредметных связей развивают у школьников интерес к занятиям, содействуют внеклассной работе. И, наоборот, внеклассные мероприятия, с использованием межпредметных связей, позволяющие учащимся применять знания на практике, расширяющие и углубляющие их, повышают успеваемость и интерес к учению. Они сводятся к тому, что создаются более глубокие предпосылки для формирования мировоззрения учащихся, для развития духовно-нравственных качеств и эстетических чувств.

Библиографический список

1.     Духовно-нравственное воспитание: прошлое, настоящее: материалы II Региональных историко-педагогических чтений, г. Белгород, 15 ноября 2007 г. Отв. ред. И.Ф. Исаев, А.М. Болгов. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007.-352 с.

2.     Духовно-нравственное воспитание: светский и православный подходы: материалы международной научно-практической конференции Старый Оскол, 20 февраля 2008. – Старый Оскол; Белгород: ИП Остащенко, 2008. – 388 с.

3.     Кияновский А.А. Школьный театр в начальной школе. – М.: Чистые пруды, 2007. – 31 с.

4.     Мудрость духовная / Сост. Н. Новожилов. – М.: «Лепта-Пресс», 2003

5.     Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов / Сост. Р. Янушкявичюс, О. Яшкавичене. М.: Про-Пресс, 1998.

6.     Суворова Л.В. Православная школа сегодня. – Изд-во Владимирской епархии, 1996.

 

 Друшлякова В.В.
учитель православной культуры

Просмотров: 1431 | Добавил: _admin_ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствие
Осталось...

Гость, мы рады Вас видеть.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Посетите эту страницу

Старая форма входа


Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Праздники России
Погода
Левокумское

Друзья сайта
Аудитория нашего сайта


Статистика
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024



Министерство образования и науки России Российское образование Федеральный институт педагогических измерений Рособрнадзор Дискуссионный клуб Федеральный центр тестирования Региональной центр обработки информации ЕГЭ ГИА Наши дети Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков Государственный антинаркотический комитет Банк данных о детях-сиротах Молодёжь Ставрополья Фонд социальной поддержки населения Ставропольского края Работа в России Госуслуги26 Госуслуги Электронная очередь в ОУ

free counters

Счетчик PR-CY.Rank Проверка сайта

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Владельцы и создатели данного сайта не несут ответственность за использование ссылок и информации, представленных на этом сайте. Данный проект является некоммерческим, поэтому авторы не несут никакой материальной ответственности. Вся информация и ссылки представлены исключительно в рекламных и ознакомительных целях и предназначены только для просмотра. ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ С САЙТА, АКТИВНАЯ ССЫЛКА НА НАШ САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА!