Вторник, 07.05.2024, 09:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МКОУ СОШ №2 с. Левокумское

Меню сайта
Форма входа
Зачисление в школу
Поиск
Мы поддерживаем
Образование



Главная » 2012 » Июнь » 28 » Эргономика учебного процесса.
19:56
Эргономика учебного процесса.
Источник: http://sv-sidorov.ucoz.com/

Наталья Отческих
студентка 2 курса факультета Истории и права
 
     Ссылки к разделам статьи
 
Эргономика – это научная дисциплина, которая изучает взаимодействие человека с производственной средой. Цель эргономики – изучить возможности и специфику человека в ходе трудовой деятельности в установленной рабочей среде для создания условий, способов и форм работы, которые способствуют производительному, надежному, безопасному для здоровья труду, а также всестороннему развитию личности [1].
Впервые эргономика начала рассматриваться в таких странах, как Великобритании, США и Японии. Эргономика возникла, потому что произошли значительные усложнения технических средств, которыми должен управлять человек в своей деятельности. Эргономика как термин была принята в 1949 году в Великобритании, когда группа английских ученых организовала Эргономическое исследовательское общество.


В нынешних условиях первостепенную роль играет личностно ориентированный подход к образованию как к процессу развития личности. Тем не менее, учет человеческого фактора до сих пор не стал основным при проектировании всевозможных материальных и общественных систем, в том числе и образовательной системы. Недостаточный уровень проектирования и создания эргономических условий в образовательном процессе стал ключевой предпосылкой для появления особого направления научных исследований – педагогической эргономики.
Роль этого направления в современном образовательном учреждении можно определить как изучение и проектирование оптимальных материальных и организационных условий деятельности преподавателя и обучающего с целью обеспечения высокой результативности создаваемой образовательной среды. Основная идея эргономического подхода в педагогике: приспособление к личности образовательного пространства (среда искусственная, информационная, социальная). Применение результатов эргономических исследований позволяет по-новому взглянуть на учебный процесс в условиях перехода к использованию информационных технологий.
В педагогической эргономике критерии оптимальности отражают два основных аспекта:
1) степень эффективности системы (точность, надежность, производительность);
2) соответствие психофизиологии человека (безопасность для здоровья преподавателя и обучающегося, уровень напряженности и усталости, эмоциональное воздействие на процесс деятельности преподавателя и учащегося).
Иначе говоря, данные критерии учитывают взаимосвязанное влияние участников образовательного процесса психофизиологических, физиологических, антропометрических и гигиенических факторов, которые определяются соответствующими параметрами учебной среды [3].


Педагогическая эргономика при решении задачи увеличения эффективности учебного процесса планирует результат нормальной интенсивности деятельности образовательного учреждения при рациональном использовании трудовых часов, рабочей силы, объектов и средств труда. Уменьшение объёма деятельности при сохранении прежних её результатов в образовательном учреждении, как правило, связано с улучшением условий обучения, с внедрением наиболее передовых форм, приемов и методов, с эффективным разделением труда.
Для определения основных компонентов и условий, обеспечивающих эргономичную организацию учебного процесса, обратимся материалам одного из последних исследований в области эргономики обучения: к монографии Л.П. Окуловой [2].
С позиции основ педагогической эргономики любое явление в педагогике имеет свой смысл и оценивается через функциональную структуру системы «преподаватель – обучающийся – учебная среда». Таким образом, объектами эргономизации в образовательном учреждении выступают компоненты его образовательной системы и вся система в целом. В качестве таких компонентов системы образовательного учреждения Л.П. Окулова предлагает определить следующие:
- цели и задачи системы;
- место участников педагогического процесса, каналы их взаимодействия;
- качественные характеристики участников педагогического процесса;
- качество социальных воздействий на систему;
- распределение функций между участниками педагогического процесса;
- качество и количество средств деятельности и потоков информации в системе;
- условия учебной среды (рабочие места, ТСО, учебные материалы и т.п.);
- основные показатели и критерии качества деятельности;
- организация и управление системой, контроль;
- динамика развития системы.
Среди эргономических условий эффективно организованного образовательного процесса Л.П. Окулова выделяет:
- разработку и реализацию в образовательном учреждении целостной педагогико-эргономической концепции, позволяющей превратить взаимодействие в системе «преподаватель – обучающийся – учебная среда» в осознанный и управляемый процесс;
- представление образовательного пространства в качестве эргатической системы как специально организованного единства участников образовательного процесса и материальных объектов, в котором реализован эргономический подход к учебной и педагогической деятельности;
- учет гендерного аспекта при проектировании образовательного пространства на эргономической основе.
 
Итак, роль эргономико-педагогической составляющей учебного процесса заключается в создании благоприятных условий для реализации психологического и социокультурного потенциалов, сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, для обеспечения высокого качества обучения, развития творческих способностей обучающихся, оздоровления педагогического труда. Данное направление работы, осуществляемое в образовательном учреждении, позволит перестроить обучение в эргономичную форму, которая будет обеспечивать успешное усвоение учебного материала и всестороннее развитие личности обучающегося при снижении уровня его напряженности и усталости.

 
Библиографический список
1. Мунипов В.М Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. Учебник для вузов [Текст] / В.М. Мунипов, В.П. Зинченко. - М.: ЛОГОС, 2001. – 356 с.
2. Окулова Л.П. Педагогическая эргономика: монография [Текст] / Л.П. Окулова. – М.–Ижевск: Институт компьютерных исследований. – 2011. C. 11-35.
3. Педагогико-эргономические требования к средствам обучения. Нормативный документ [Электронный ресурс] / авторы-составители: Н.И. Аппарович, Е.В. Волошинова, А.Г. Восканян и др. // Образовательный портал Ucheba.com – Учеба. – Режим доступа: http://www.ucheba.com/pos_rus/baz_sr/baza_sr.htm (дата обращения: 13.05.2012).
 
 
Для ссылки:
Отческих Н.В. Эргономика учебного процесса [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – Режим доступа: http://sv-sidorov.ucoz.com/publ/materialy_studencheskikh_issledovanij/stati/
ehrgonomika_uchebnogo_processa/6-1-0-85 (дата обращения: ЧЧ.ММ.ГГГГ). 
 
________________
 
См. также:
Просмотров: 1489 | Добавил: _admin_ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствие
Осталось...

Гость, мы рады Вас видеть.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Посетите эту страницу

Старая форма входа


Календарь
«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Праздники России
Погода
Левокумское

Друзья сайта
Аудитория нашего сайта


Статистика
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024



Министерство образования и науки России Российское образование Федеральный институт педагогических измерений Рособрнадзор Дискуссионный клуб Федеральный центр тестирования Региональной центр обработки информации ЕГЭ ГИА Наши дети Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков Государственный антинаркотический комитет Банк данных о детях-сиротах Молодёжь Ставрополья Фонд социальной поддержки населения Ставропольского края Работа в России Госуслуги26 Госуслуги Электронная очередь в ОУ

free counters

Счетчик PR-CY.Rank Проверка сайта

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Владельцы и создатели данного сайта не несут ответственность за использование ссылок и информации, представленных на этом сайте. Данный проект является некоммерческим, поэтому авторы не несут никакой материальной ответственности. Вся информация и ссылки представлены исключительно в рекламных и ознакомительных целях и предназначены только для просмотра. ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ С САЙТА, АКТИВНАЯ ССЫЛКА НА НАШ САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА!