Вторник, 19.03.2024, 09:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МКОУ СОШ №2 с. Левокумское

Меню сайта
Форма входа
Зачисление в школу
Поиск
Мы поддерживаем
Образование



Выбор специальности: как принять правильное решение?

Выбор специальности: как принять правильное решение?
Советует Е.А.Завражная, ответственный секретарь ПК МЭСИ
О будущей профессии молодые люди рано или поздно задумываются все. Конечно, лучше это сделать как можно раньше, т.к. вопрос этот очень непростой и для принятия решения требуется определенное время. 
Но как принять правильное решение? Мы проводили опросы и анкетирование школьников, первокурсников, родителей. Результаты нашей работы стали своего рода «лупой», через которую стало возможным рассмотреть эту проблему и понять что происходит на самом деле.
Мы, взрослые люди, прекрасно понимаем, что образование – это инструмент, который дает возможность в дальнейшем обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни. Очень желательно, чтобы понимала это и наша молодежь. При поступлении в вуз молодые люди должны иметь ответы на вопросы: куда они идут, зачем и что потом они с этим будут делать.
Хорошо если с детства ребенок заявляет, что будет врачом, учителем, летчиком, музыкантом и при этом сам не покладая сил трудится, чтобы осуществить свою мечту. Но, к сожалению, случаи такие достаточно редки. Ожидать, что 16-17 летние ребята четко представляют с чем им придется столкнуться и работать если не всю жизнь, то какой-то период, будучи специалистом в той или иной области, не приходится. В идеале, молодым людям должна помогать система профориентации, которая проводится в школах. В последние годы в эту работу активно включились вузы: борясь за своих будущих студентов, вузы стараются дать школьникам информацию о своих специальностях. Но часто эта информация носит рекламный характер и составлена она по всем маркетинговым правилам: внимание привлекается с помощью формулировок «самые востребованные специальности», «самые высокооплачиваемые специалисты», «гарантия трудоустройства» и т.д. Школьники старших классов в большинстве случаев заявляют, что не имеют достаточной информации о профессиях, специальностях. Где ее получить? В Интернете? Но какой запрос сделать в поисковике, что искать-то, в какой области -тоже не совсем ясно. Ребята ищут советчиков среди друзей, иногда (к сожалению, не часто – менее 40% опрошенных) обращаются за помощью к родителям.
Просто замечательно, когда такие важные вопросы как выбор будущей профессии обсуждаются на семейном совете. Но при этом не маловажно, чтобы родители могли оказать реальную помощь своим детям. 
Пример из практики. Девушка пришла подавать документы в МЭСИ вместе с мамой. Обычно в МЭСИ, несмотря на большой наплыв народа, мы стараемся дать возможность всем желающим получить консультации помимо процедур поступления, еще и по специальностям. С абитуриентами работают психологи, всегда доступны сотрудники приемной комиссии и дирекций институтов. Видимо, у мамы с дочерью не было полного согласия, раз они обратились за помощью. Начинаем разбираться. Мама уверяет, что у дочери чисто математический склад ума, она участвовала в школе в математических олимпиадах и показывала хорошие результаты, у нее высокий балл ЕГЭ по математике. Мама считает, что дочь должна поступать на специальности, связанные с математикой, и выбирает для нее «Математические методы в экономике» и «Статистику». Действительно, на этих специальностях ребята получают фундаментальную математическую подготовку и что очень важно – знания и навыки проведения математического анализа. Но девушка явно расстроена. Начинаем разбираться: математика нравится, дается легко (впрочем, как и все другие предметы), выясняется, что девушка по натуре человек очень деятельный, активный, разносторонне развитый, любит общаться с людьми. Именно в этом и удалось рассмотреть проблему: чтобы заниматься математическими расчетами и методами анализа на профессиональном уровне, необходима не просто вдумчивость и обстоятельность, усидчивость и терпение, но предполагается, что работа с цифрами больше индивидуальная, и общение с людьми сведено к минимуму. Пообщались с психологами, со специалистами (директорами институтов, заведующими кафедрами) и нашли решение – специальность «Маркетинг», со специализацией «Маркетинговый анализ»: и отличная математическая подготовка и умение применять методы анализа на практике, и так важное для абитуриентки общение. Сейчас эта студентка уже на 4-м курсе, но я постоянно интересуюсь ее судьбой. Она очень довольна, уже успела побывать на практике в ОАО «МТС» и считает, что эта специальность (работа) именно то, что она хотела на подсознательном уровне, но из-за отсутствия должной информации не могла четко выразить свое желание. 
Еще один пример. Отец абитуриентки (О.Царьков, занимает руководящий пост в крупной компании) рассказал корреспонденту журнала «Куда пойти учиться» как в их семье решался вопрос с выбором будущей специальности. 
«… На этапе выбора (специальности) дочь имела право заявить, чем она хочет по жизни заниматься. Она не заявила, потому что не знает сама. И это нормальная ситуация, я думаю у 90% школьников так же. Тогда мы пошли от обратного – понять, что не ее. Я составил ее психотип, вычеркнул некоторые профессии – свою и юридическую, это наверняка не ее. Хотя, по большому счету, чтобы сказать точно, надо попробовать. Фундаментальные науки тоже вычеркиваем сразу – как неприбыльные. Остается еще масса сфер. Какие критерии выбора? Чтобы было интересно, чтобы через 4 года на эту специальность был спрос, чтобы она нормально оплачивалась и чтобы она была достаточно гибкой, со множеством смежных областей, и внутри нее было достаточно места для движения. Выбирал я сам без участия дочери. Встретил бывших коллег, посоветовался. Одна предложила маркетинг, другая – PR. Заинтересовался. Наложил на психотип дочери. Подходит! Всем моим критериям отвечает. У дочери спросил – нравится. …» 
Нельзя конечно брать эту схему выбора специальности за основу, но сам подход мне кажется правильным. Очень важно определить психотип молодого человека и только потом подбирать профессию в соответствии с типом личностной ориентации (это подтверждается примерами и в первом, и во втором случаях). Ну а далее, описанный выше подход совершенно верен. Надо собирать информацию (и не только из рекламных объявлений), изучать ситуацию: спрос на специалистов, уровень заработной платы, суть специальности, чему учат, компетенции выпускника. 
Другой вопрос – способы получения информации. Чем в этом можем помочь мы? В первую очередь, это Дни открытых дверей. К вопросу проведения этих мероприятий мы подходим не формально, мы тщательно их готовим. Приглашаем специалистов, которые могут дать самую подробную информацию об образовательной программе, работодателей, выпускников, студентов. На Днях открытых дверей обязательно проводится тестирование (за символическую плату): специалисты психологи помогут определить как психотип, так и профессиональные предпочтения. Также на сайте в разделе Специальности мы постарались собрать общую информацию о каждой специальности, которая поможет сформировать первое мнение о профессии. Также прилагается примерный учебный план: вы можете посмотреть какие дисциплины изучаются на специальности, знания в каких смежных областях получат студенты, с какими программными продуктами будут работать. Какие дополнительные возможности имеются у студентов (получение дополнительных сертификатов, изучение языков, международные программы). Вы всегда можете обратиться к нашим специалистам и задать интересующие вас вопросы в форуме. Также мы стараемся помочь ребятам самим сформировать свои профессиональные предпочтения: для этого мы проводим многочисленные творческие конкурсы и олимпиады. Вообще, надо стараться использовать все возможности и ни в коем случае не игнорировать эти мероприятия. В творческих конкурсах родители могут участвовать вместе со школьниками. Уверяю вас, что вы узнаете очень много нового о своих детях. Все тематики конкурсов подобраны психологами с расчетом, что в процессе работы над заданием молодые люди смогут дать самому себе ответы на вопросы, над которыми просто не было времени задуматься, и которые значительно облегчат выбор будущей специальности. Так как в конкурсах используются подходы, отличные от школьных, ребята обычно с большой охотой выполняют задания. Многие родители говорят, что не ожидали от своих детей такого креатива и творческого подхода. Что касается олимпиад, то я считаю, что школьники, которые своей целью считают поступление в вуз, обязательно должны участвовать в олимпиадах. Надо непременно пробовать свои силы. Олимпиады помогают сформировать отношение к предмету, узнать много нового по интересующей тематике, дают дополнительные стимулы для развития личности. Я даже не говорю о том, что победители олимпиад имеют явные преимущества при поступлении. Также для школьников и родителей мы проводим лекторий (бесплатно): тематические лекции, фактически это мастер-классы, которые проводят профессора МЭСИ. Например, «Современное состояние и перспективы развития информационно-коммуникационных технологий» (Применение современных ИКТ в различных областях деятельности. Использование компьютеров, информационных систем, локальных, корпоративных и глобальных вычислительных систем для повышения эффективности деятельности предприятий. Всеобщая информатизация общества. Потребность в ИТ-специалистах в ближайшей перспективе. Пути развития информационных технологий). Или практические: «Основы работы в терминале Linux» (Тема 1. Операционная система Linux, история, архитектура. Тема 2. Текстовый редактор vi, оболочка Midnight Commander (mc). Тема3. Терминал, вход в систему, командный интерпретатор shell. Тема4. Принципы написания скриптов для командного интерпретатора). Или блок для гуманитарев: «Психология – профессия 21 века», «Франция в аспекте межкультурных коммуникаций: география, политика, культура (на французском языке)». Много лекций по экономике и управлению. Выбирайте тематику, приезжайте вместе с детьми. 
В любом случае, найти именно ВАШУ специальность можно только предпринимая активные действия. Надеюсь, что в целом пути поиска мы с вами обозначили. 
С уважением, 
Е.А.Завражная, ответственный секретарь ПК МЭСИ 
Приветствие
Осталось...

Гость, мы рады Вас видеть.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Посетите эту страницу

Старая форма входа


Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Праздники России
Погода
Левокумское

Друзья сайта
Аудитория нашего сайта


Статистика
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024



Министерство образования и науки России Российское образование Федеральный институт педагогических измерений Рособрнадзор Дискуссионный клуб Федеральный центр тестирования Региональной центр обработки информации ЕГЭ ГИА Наши дети Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков Государственный антинаркотический комитет Банк данных о детях-сиротах Молодёжь Ставрополья Фонд социальной поддержки населения Ставропольского края Работа в России Госуслуги26 Госуслуги Электронная очередь в ОУ

free counters

Счетчик PR-CY.Rank Проверка сайта

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Владельцы и создатели данного сайта не несут ответственность за использование ссылок и информации, представленных на этом сайте. Данный проект является некоммерческим, поэтому авторы не несут никакой материальной ответственности. Вся информация и ссылки представлены исключительно в рекламных и ознакомительных целях и предназначены только для просмотра. ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ С САЙТА, АКТИВНАЯ ССЫЛКА НА НАШ САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА!