Вторник, 19.03.2024, 14:35
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МКОУ СОШ №2 с. Левокумское

Меню сайта
Форма входа
Зачисление в школу
Поиск
Мы поддерживаем
Образование



Развитие мышления

Развитие мышления

А.Л. Венгер, детский психолог, профессор, д.пc.н.

Что мы называем мышлением

В обыденной жизни под мышлением обычно понимают словесные рассуждения. В психологии это понятие имеет гораздо более широкое значение. Психологи называют мышлением любой психический процесс, с помощью которого человек решает стоящую перед ним задачу.

В жизни встречаются самые разнообразные задачи, и для их решения требуются разные виды мышления. Однако бывает, что одну и ту же задачу можно решать разными способами. Тогда человек избирает тот из них, который ему более привычен и удобен. Изучая способ действия человека при решении таких задач, можно установить, какой вид мышления у него лучше развит.

Виды мышления

Если задача решается с помощью логических рассуждений, то человек использует логическое мышление. Однако оно пригодно далеко не во всех случаях. Например, оно мало поможет, если задача состоит в том, чтобы наиболее удобным образом расставить мебель в комнате. В этом случае гораздо полезнее зрительно представить себе разные возможные варианты и сравнить их между собой. Такое мышление называют наглядно-образным или просто образным. Образное мышление – это решение задач с использованием наглядных представлений.

Существуют и другие виды мышления, соответствующие другим типам задач. Сталкиваясь с новой незнакомой задачей, способ решения которой заранее неизвестен, человек использует творческое мышление. Обычно в нем переплетаются логические и образные элементы, причем очень значительная роль принадлежит интуиции. В некоторых случаях приходится прибегать к наглядно-действенному мышлению. Его специфика в том, что оно в качестве необходимого элемента включает практические пробы. Про людей, у которых хорошо развит этот вид мышления, говорят, что у них «золотые руки».

Какой вид мышления лучше?

Давайте дадим ребенку такую задачу: «У девочки было три конфеты, мама дала ей еще две. Сколько конфет у нее стало?» Второклассник решит ее с помощью несложного рассуждения: «Три плюс два равняется пяти». Дошкольник, еще не знающий арифметики, будет решать ее иначе. Он представит себе все эти конфеты (две девочкины и три мамины) и пересчитает их в уме так, как если бы они были нарисованы на картинке. Ответ получится тот же самый – пять, но объяснить свое решение ребенок не сможет. В ответ на вопрос «как ты узнал?» он скажет: «догадался» или просто: «я знаю».

Для этой задачи математическое (словесное) мышление, которым воспользовался второклассник, более удобно, чем образное, использованное дошкольником. Однако существует немало задач, где образное мышление оказывается более полезным. В частности, это относится к геометрическим задачам. Чтобы успешно с ними справляться, необходимо уметь четко представлять в уме геометрические фигуры.

 Зачем нужны уроки рисования

Некоторые родители целиком сосредоточиваются на том, насколько успешно ребенок обучается математике, чтению и письму. Они спешат отучить младшего школьника от игр, не уделяют внимания рисованию, лепке, конструированию. Нередко такие родители вообще не понимают, для чего нужны в школе уровки рисования. «Все равно у моего ребенка нет к этому способностей и художником он никогда не станет», – рассуждают они.

Однако уроки рисования (как и другие «детские» занятия) нужны не только для того, чтобы ребенок овладел навыками в данной области. Они имеют и гораздо более общее значение. Подобные занятия развивают образное мышление, способность представлять в уме разнообразные ситуации. Это – необходимое условие гармоничного умственного развития.

Развитие образного мышления

В «дошкольных» занятиях – рисовании, играх, конструировании из кубиков – перед ребенком постоянно встают задачи, требующие представлять себе что-то в уме. Благодаря этому у него развивается образное мышление. Оно служит основой для формирования словесного, логического мышления, которое необходимо для овладения большинством школьных предметов.

Обычно к моменту поступления в школу образное мышление достигает уже довольно высокого уровня. Однако это не значит, что о его развитии можно больше не беспокоиться. Оно еще отнюдь не завершено. Поэтому «дошкольные» занятия полезны и в школьном возрасте.

Развитие логического мышления

В большинстве случаев рассуждения дошкольника лишены логики, хотя по форме они могут казаться вполне разумными. «Вытри термометр одеколоном, – говорит пятилетний Андрей, – а то Витя от меня заразится». Не правда ли, звучит очень серьезно? Но дело в том, что температуру собираются измерять не Вите, а Андрею. Вите ее измерили раньше. Андрей уверен, что здорового человека можно заразить, если после него измерить температуру больному, не протерев термометра.

Подлинная логика формируется, в основном, в школьном возрасте. Очень большую роль в этом играет систематическое школьное обучение. Знакомя детей с логикой выполнения действий (в частности, при решении арифметических задач), мы развиваем их собственные способности к логическому мышлению.

Формализм знаний

Формальными называют такие знания, которые ребенку не удается применить на практике. Например, при формальном знании таблицы умножения ученик не может решить задачу типа: «Если у каждого из четырех мальчиков есть по три шарика, то сколько шариков у них вместе?».

Одна из важнейших причин, приводящих к формализму, – это недоразвитие образного мышления. В этом случае легко возникает чрезмерная рассудочность. Логические рассуждения, которые не опираются на представления о реальности, могут внешне выглядеть правильными, но по существу они бессмысленны. Такие проблемы часто возникают у детей, которых родители рано начали учить читать, писать и считать, не заботясь о других сторонах их развития.

Научные и житейские понятия

В школе ребенка обучают научным понятиям: «гласный звук», «согласный звук», «сумма», «произведение» и т.п. Дома он знакомится с так называемыми житейскими понятиями: «мебель», «одежда», «день», «ночь»… Сила научных понятий в том, что они имеют четкие определения, что ребенку хорошо известно, «что с ними делать». Их слабость – в малой связи с повседневной детской жизнью, в том, что использоваться они могут, в общем-то, только на уроке. Естественно, сильные и слабые стороны житейских понятий противоположны.

Постепенно происходит взаимное обогащение тех и других понятий. Научные понятия проникают в жизнь: оказывается, «сумма» понадобится, если надо посчитать, сколько будут стоить покупки в магазине. Житейские понятия становятся более четкими: ребенок начинает применять к ним те способы рассуждения, которым он научился в школе. Так, с двух сторон одновременно, идет развитие мышления младшего школьника.

Приветствие
Осталось...

Гость, мы рады Вас видеть.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Посетите эту страницу

Старая форма входа


Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Праздники России
Погода
Левокумское

Друзья сайта
Аудитория нашего сайта


Статистика
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024



Министерство образования и науки России Российское образование Федеральный институт педагогических измерений Рособрнадзор Дискуссионный клуб Федеральный центр тестирования Региональной центр обработки информации ЕГЭ ГИА Наши дети Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков Государственный антинаркотический комитет Банк данных о детях-сиротах Молодёжь Ставрополья Фонд социальной поддержки населения Ставропольского края Работа в России Госуслуги26 Госуслуги Электронная очередь в ОУ

free counters

Счетчик PR-CY.Rank Проверка сайта

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Владельцы и создатели данного сайта не несут ответственность за использование ссылок и информации, представленных на этом сайте. Данный проект является некоммерческим, поэтому авторы не несут никакой материальной ответственности. Вся информация и ссылки представлены исключительно в рекламных и ознакомительных целях и предназначены только для просмотра. ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ С САЙТА, АКТИВНАЯ ССЫЛКА НА НАШ САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА!