Меню сайта
Поиск
|
Программа работы с одарёнными и талантливыми детьмиПрограмма работы с одарёнными и талантливыми детьми. Школьное методическое объединение учителей физической культуры, ОБЖ, музыки, ИЗО, технологии. Концепция Программы Ученики отличаются друг от друга, прежде всего способностями к учению, т. е. одаренностью. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на развитой речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты: • Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки. • Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию. • Хорошо развито чувство юмора. Талантливые дети обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. • Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны. • Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. • Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них. Обучаемость — это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей учащихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей (способность анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять существенное, видеть учебные проблемы и решать их), а также от уровня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчивости в достижении цели и др. Обучаемость как интегральная индивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темп движения его в обучении. При этом деятельность педагогов предусматривает: а) реализацию личностно-ориентированного и компетентностного педагогических подходов в целях гармонического развития учащегося как субъекта творческой деятельности; б) создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости; в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся г) внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности. д) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся. Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание - обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ - определение индивидуальных образовательных траекторий - технологии - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность - помощь семьи в образовании и воспитании детей. Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. взаимодействуя с его «самостью» выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми строится на четырех базовых идеях: - на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности; - на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей; - на приоритете внутренней свободы перед внешней, как свободы, необходимой для творческого саморазвития; - на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника. Условно можно выделить три категории одаренных детей: 1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте). 2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ). 3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте). Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: · принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; · принцип возрастания роли внеурочной деятельности; · принцип индивидуализации и дифференциации обучения; · принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; · принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. 4. Условия успешной работы с одаренными учащимися Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление, в связи с этим, внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы. Формы работы с одаренными учащимися · творческие мастерские; · факультативы; · кружки по интересам; · занятия исследовательской деятельностью; · конкурсы; · интеллектуальный марафон; · учебно-исследовательские конференции; · участие в олимпиадах; · работа по индивидуальным планам; Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми.
|
телефон доверия
ПроПсиТин КАБИНЕТ ON-LINE КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЁЖИ
Погода
Друзья сайта
Загляните
Аудитория нашего сайта
Статистика
Архив записей
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||